Змеи. В оккультизме змея считается символом мудрости, вечности, эмблемой бессмертия, перевоплощения и метемпсихоза. В широко известной книге Мэнли Холла утверждается, что змея «есть символ и прототип Универсального Спасителя, который искупает миры, давая созданиям познание самих себя и понимание добра и зла»[9]. Змею-искусителю оккультисты отводят исключительно положительную роль, и недаром «инициированные в Мистерии часто именовались змеями, и их мудрость считалась аналогичной божественно инспирированной силе змеи»[10]. Таким образом, опять мы сталкиваемся в книгах Роулинг со странным феноменом перевертыша: символы змей, окружающие фигуру Вольдеморта, вызывают прежде всего негативные ассоциации (это естественно для людей, выросших в культуре, основу которой составляет христианское мировоззрение), но стоит посмотреть на эти символы под «правильным» углом зрения – и они меняют знак «минус» на «плюс». А говорящий удав из зоопарка (первая книга) и вовсе симпатичный и безобидный.

Пауки. В «Гарри Поттере» идет речь об огромных говорящих пауках, живущих в Запретном Лесу. Они размножились там благодаря Хагриду, души не чаявшему в их прародителе по имени Арагог. Хагрид вынужден был выпустить его на волю во времена своей молодости и нашел ему пару – жену по имени Мосаг. (Кстати, случайно ли, что имена пауков созвучны библейским «Гог и Магог»? Есть опасность, что чрезвычайно размножившееся потомство этих пауков-прародителей когда-нибудь выйдет из-под контроля и заполонит окрестности.) С тех пор огромные пауки испытывают к Хагриду благодарность и не трогают его. Хоть они и намереваются схватить Гарри с Роном, проведавшим об их существовании (впрочем, это заложено в их природе хищника), именно от Арагога Гарри узнает многое об обстоятельствах, связанных с Тайной комнатой. Итак, пауки играют у Роулинг скорее положительную роль. А ведь поначалу читатель вместе с Гарри подозревал, что именно Арагог является таинственным страшным обитателем Тайной комнаты... Открываем того же Мэнли Холла – и что же? «Относительно паука, - пишет Холл, - существуют различные мнения. Форма делает паука подходящим символом нервного узла в человеческом теле. В некоторых европейских странах убийство паука считается чрезвычайно плохой приметой, вероятно, потому, что он считается эмиссаром Дьявола, с которым никто не хочет ссориться. А все создания, имеющие яд, окружены тайной, особенно это касается насекомых. Парацельс учил, что паук обладает великими, но злыми силами, используемыми Черными Магами в их нечестивых предприятиях»[11]. Вот так-то: негативный для простаков, отвергающих черную магию и колдовство, символ паука «на самом деле» (по Роулинг) вовсе не так уж плох. Кроме того, эпизод с пауками – еще и литературная аллюзия, в первую очередь на «Хоббита».

Совы. Совы, как известно, ночные птицы, а все ночные птицы выступают символом для колдовства и «секретных божественных наук» (т.е. оккультных). «Колдовства потому, что черная магия не может осуществляться при свете истины (дня) и властвует, только когда окружена невежеством (ночью). Божественных наук потому, что она обладают тайной силой видения сквозь тьму невежества и материальности. Совы и летучие мыши поэтому считались символами как колдовства, так и мудрости»[12]. Между прочим, важнейшие события «Гарри Поттера» совершаются именно в ночное время суток.

Феникс. В «Гарри Поттере» феникс играет чрезвычайно важную роль: он приходит на помощь Гарри в ситуациях смертельной опасности. Видимо, этой мифической птице Роулинг придает исключительное значение. И неудивительно – ведь «феникс является наиболее почитаемым из всех символических созданий, сфабрикованных древними Мистериями для сокрытия великих истин эзотерической философии»[13]. Символ бессмертия, феникс издавна использовался в языческих, масонских и многих других инициациях, «в Мистериях было принято называть инициированных фениксами, или людьми, которые родились вновь»[14]. Наконец, феникс выступает символом духовной победы и достижений в эзотерических науках, «превращения и возрождения творческой энергии». В книгах Роулинг он с особой силой указывает на необыкновенный магический талант Гарри Поттера. Кстати, сама Роулинг из всех волшебных животных хотела бы иметь именно феникса[15].

Кошки. Кошка была объектом поклонения многих религий и мистерий – от египетских до индийских – и символизировала силы природы, а также вечность (из-за положения ее тела во сне). В «Гарри Поттере» кошки – один из четырех видов магических животных, допускаемых в качестве домашних ученикам Хогвартса, а кот Живоглот (вольный перевод английского Crookshanks) – любимчик Гермионы – обладает мистической способностью распознавания злых волшебников в потрепанных крысах не первой молодости.

Единорог. Это красивое мифическое животное означает в оккультизме, помимо прочего, просветленную духовную природу инициированного. Рог единорога обладает лечащими свойствами (например, изгнание яда из организма) и служит символом «пылающего меча» для защиты эзотерической доктрины от непосвященных.

Собака. В огромную черную собаку умеет превращаться крестный отец Гарри – Сириус Блэк. Почему именно в собаку? По Холлу, «собака из-за ее верности означает отношения, которые должны существовать между учеником и мастером или же между инициированным и его Богом»[16]. А Сириус – это самая яркая звезда в созвездии Большого Пса. Ей издавна придавалось исключительное мистическое значение: например, в Древнем Египте ее считали символом богини Исиды, местом обитания душ умерших и строили специальные храмы для наблюдения за ней. Согласно народным поверьям стран Западной Европы, в Черного Пса иногда превращается дьявол[17]. Некоторые каннибальские тайные общества практикуют ликантропию – магическое превращение участника церемонии в собаку или волка. Погребальную собаку встречает шаман во время своего нисхождения в преисподнюю, также ее встречают умершие и герои в ходе инициационных испытаний[18].

Лось. Символ богатства, изобилия, здоровья, общего благополучия, особенно распространенный в Скандинавии, Сибири и Северной Америке. «Образ этого животного ассоциировался с верхней сферой Вселенной, космическая погоня и терзание лося хищником (медведем, волком) олицетворяли смену природных циклов»[19]. Образ космического лося или лосихи был связан с идеями плодородия, солнцем, огнем, силами, благорасположенным к человеку. Небесная лосиха символизировала в древности Великую Матерь мира, давшую жизнь всему живому на земле. В лося мог превращаться отец Гарри – Джеймс Поттер.

Дракон. Одно из испытаний, которое проходит Гарри в Турнире Трех волшебников (более удачный перевод, кстати, - «Тремудрый Турнир») – борьба с драконом. Это распространенный сюжет: «Победа над ним [драконом] мифического героя мыслилась философами-мистиками как символ познания мира и победы как таковой, ведь «в знании – сила». У алхимиков или розенкрейцеров герой может попирать дракона ногами либо даже скакать на нем. В рыцарской поэзии герои перемещались в пространстве на грифах[20] – гибриде орла и змеи, которые в мгновение ока переносили рыцаря из родового поместья в царство фей на Востоке»[21]. Опять Джоан Роулинг оставляет зашифрованное сообщение для посвященных... Наконец, девизом Хогвартса является латинское изречение «Draco dormiens nunquam titillandus» (Примерный перевод - «Не буди спящего дракона»)[22].

Вепрь. Вепрь символизирует духовную власть[23]. Он всегда считался отшельником, поэтому этот символ как эмблема Хогвартса может иметь также значение скрытости, потаенности Школы магии по отношению к внешнему миру. Кроме того, это личный знак Френсиса Бэкона[24].

Анаграммы. «Анаграмма – это перестановка букв, в результате которой одно слово превращается в другое, например, «Рим» в «мир» (или наоборот), либо в слове, а также в группе слов, образующих текст, выявляется скрытый смысл. Для тайных наук, колдовских практик и тому подобного важно именно это различие внешнего облика и внутреннего содержания. При помощи анаграмм можно и раскрывать зашифрованное, и шифровать. Запись с конца к началу и, соответственно, чтение в этом направлении – тоже своеобразное анаграммирование (в некоторых колдовских обрядах или при вызывании демонов специально читали молитвы с конца). Здесь можно напомнить и о том, что перевернутое движение считалось мистическим, как мистическими признают некоторые предметы, обладающие способностью изменять порядок, менять местами, переворачивать, например, зеркало»[25]. Джоан Роулинг пользуется анаграммами по крайней мере два раза: «Лорд Волан-де-Морт»[26] - анаграмма настоящего имени злого мага «Том Нарволо Реддл», а волшебное зеркало «Еиналеж» - анаграмма слова «желание». В обратную сторону Гарри и Гермиона поворачивают время, чтобы спасти гиппогрифа и Сириуса Блэка в третьей книге.


Лабиринт.
«Лабиринт имеет множество символических смыслов – он символизирует и сложность, и тайное знание, находящееся в центре и защищенное со всех сторон переходами, а само пространство лабиринта представляет как бы проекцию тела человека, блуждающего в нем»[27]. Лабиринт означает «победу духа над материей; знания над слепым суеверием; вечности над временным, суетным; интеллекта над инстинктом»[28]. Рене Генон видит в лабиринте «идею “селекции”, которая находится в очевидной связи с допуском к инициации»[29]. Лабиринт проходит Гарри в четвертой книге. Достигнув центра, он переносится с помощью магического портала на кладбище, где его поджидает Вольдеморт. Далее следует самая страшная сцена книг про Гарри Поттера («Гарри Поттер и Кубок Огня», глава 32), в которой специалисты по оккультизму находят отголоски сатанинских ритуалов[30]. Итак, Гарри Поттер инициируется... пусть невольно... в служение сатане?

Меч. Это «эмблема власти, короля, императора, вождя. Такой меч выковывался специально, ибо считалось, что он дается властителю Высшими силами. Всевозможные предания повествовали о том, что получение такого символического меча становилось трудным испытанием для будущего властителя: иногда его нужно было выдернуть из скалы, что являлось не под силу рядовым смертным; либо следовало достать из глубоких вод...»[31]. Гарри Поттер после пройденных испытаний (вторая книга) достает меч легендарного основателя Гриффиндора из Волшебной Шляпы, что под силу лишь «истинному гриффиндорцу» (а то и самому наследнику Годрика Гриффиндора).

Зеркало «имеет особое значение в магии и колдовстве, потому что у него множество необычных и странных свойств. Оно может менять местами правое и левое, достаточно в него взглянуть, оно без труда создает двойников. В зеркале человек способен увидеть себя будто бы со стороны. ...И при всем этом след в зеркале – нематериальный, он сменяется другим...»[32]. Как замечает Дэвид Колберт, «согласно некоторым легендам, зеркала – орудия дьявола: отражая лица, оно может улавливать и души»[33]. Часто зеркало является вратами в потусторонний мир. В сюжете первой книги о Гарри Поттере зеркало занимает значительное место: оно показывает самые заветные желания, с его помощью Гарри общается с умершими родителями, там таинственным образом скрывается Философский камень.

Философский камень. Центральный символ первой книги. Главный предмет вожделений алхимиков[34]. Его создателем Роулинг называет Николаса Флэмэла (в др. транскрипции - Фламель) – французского алхимика второй половины XIV века. Мэнли Холл описывает этот легендарный камень так: «Философский камень есть древний символ совершенства и возрождения человека, божественная природа которого сияет сквозь простую оболочку. Точно так же, как необработанный алмаз, только что извлеченный из графита, является безжизненным и непривлекательным, так и духовная природа человека в его падшем состоянии весьма мало проявляет свою лучезарность. Точно так же, как в руках искусного ювелира бесформенный камень превращается в блистательный бриллиант, так и Божественный Гранильщик полирует людскую душу до такой степени, что каждый ее атом начинает излучать Славу ее Творца. Совершенствование Бриллиантовой Души философским алхимическим искусством было тайным предметом Герметического Розеркрейцерства... Тот, кто обладает Философским Камнем, обладает истиной, величайшим из сокровищ, и тем самым он является владельцем такого богатства, которое не поддается подсчету, он является бессмертным, потому что Разум не знает смерти[35], и тем самым он излечен от невежества, наиболее отвратительной болезни. Герметический Камень есть Божественная Сила, которой хотят обладать все люди, но которую находят только те, кто охотно отдает за нее земную силу. Для мистика Философский Камень есть совершенная любовь, которая превращает все, что является низшим, и «поднимает» все, что мертво»[36]. Интересно, что Дамблдор уничтожает Философский камень. Что это? Требование логики сюжета или неверие Роулинг в возможность достижения абсолютной истины?

Цвета. Символика цветов, пожалуй, наиболее разнообразна, зачастую они имеют противоречивое значение, однако некоторые предположения относительно причин использования Роулинг именно этих четырех цветов – красного, зеленого, желтого и синего – на гербе Хогвартса мы можем сделать, учитывая специфику каждого из факультетов. Красный тогда будет олицетворять прежде всего силу и мужество. Еще это «цвет магии почти во всех странах, т.к. шляпы фей всегда красные»[37]. Золотой лев на красном фоне (герб Гриффиндора) – очевидная отсылка к царской власти[38]. Зеленый[39] в сочетании с репутацией факультета Слайзерин дает нам символ, с одной стороны, разложения и плесени, с другой – бессмертия (Вольдеморт, закончивший в свое время Слайзерин, желает стать бессмертным). Желтый (факультет Хаффлпафф, ученики которого считаются тугодумами) может трактоваться как символ трусливости, а синий (факультет «самых мудрых» - Рэйвенкло) будет означать размышление, правосудие, благоразумие и ученость[40].

Числа. Джоан Роулинг использует многие числа, имеющие символический смысл: 7, 4, 11 и т.д. Любопытные аналогии по этому поводу проводятся в статье «Harry Potter and the sorcerer's stone: why it is truly satanic»[41]. Автор статьи сравнивает книги о Гарри Поттере и высказывания Алистера Кроули. Известно, что Кроули еще до того, как ему исполнилось тринадцать, осознал себя зверем Апокалипсиса. «Гарри открыл, что он волшебник, в возрасте 11 лет – в то же самое время, что и Кроули. У Гарри волшебная палочка длиной 11 дюймов. Случайно ли совпадение этих чисел? Кроули пишет: «...11 – это число Магии как таковой...» (Crowley, "Magick In Theory and Practice", p.86)... Теперь заметьте связь между Поттером и философией Кроули. Важно не только то, что волшебник поначалу находится в неведении относительно своих сил и своей природы и должен открыть себя (как Поттер), но и то, что он не должен подчиняться никаким правилам, встающим на пути к его самораскрытию». Автор статьи цитирует Кроули: «Каждый мужчина и каждая женщина – это звезда. Иначе говоря... каждый мужчина и каждая женщина следуют своему собственному пути, частично завися от себя, частично – от окружения... Каждый, кто вынужден отходить от своего пути – либо вследствие непонимания себя, либо из-за противостояния извне – приходит к конфликту с порядком Вселенной и, соответственно, страдает...» (Ibid., pp. xiv-xvii) и Альберта Пайка: «Четыре символизирует человека, соотносящего с собой Божественный принцип» (Ibid, p.633). «Священный номер... Четыре представляет собой производящую силу» (Ibid, p.61, Index). Гарри живет в доме № 4, в Хогвартсе четыре факультета, Гарри – четвертый участник Турнира Трех Волшебников, вытаскивает жребий с номером “4”». В Хогвартсе для изучения чисел выделен особый предмет – нумерология. К очень интересным результатам можно прийти, применив методы нумерологии пифагорейской традиции[42] (наиболее распространенной и поныне на Западе версии нумерологии). Согласно пифагорейской системе, каждой букве латинского алфавита соответствует некоторое число от 1 до 9:

1  2  3  4  5  6  7  8  9 
A  B  C  D  E  F  G  H  I 
J  K  L  M  N  O  P  Q  R 
S  T  U  V  W  X  Y  Z   


Имени Harry Potter будут соответствовать следующие числовые значения:

H  A  R  R  Y     P  O  T  T  E  R 
8  1  9  9  7     7  6  2  2  5  9 

Нумерологическое сложение (свертывание) осуществляется сначала для каждого части имени, потом результаты складываются, причем для некоторых двузначных чисел (так называемых «мастер-чисел») делается исключение (например, числа 11, 22), составляющие их цифры не складывают друг с другом. Итак, считаем:

HARRY: 8+1+9+9+7=34=3+4=7

POTTER: 7+6+2+2+5+9=31=3+1=4

HARRY POTTER: 7+4=11

Числовое значение имени HARRY POTTER также 11! Число имени в современной нумерологии называется Числом Экспрессии, оно «позволяет судить о потенциальных врожденных способностях человека»[43]. А само мастер-число 11 означает обостренную восприимчивость, повышенное осознание, экстрасенсорность, особое восприятие, интуицию, способность находить в себе такие скрытые резервы, которые непонятны и недоступны обычным людям, способность вести за собой людей, вдохновлять их. Нередко человек числа 11 «играет в обществе роль пророка, провидца, прорицателя, чьи слова вызывают немалый резонанс в обществе»[44]. Более того, если провести нумерологическое свертывание даты рождения Гарри, которая не вызывает разногласий[45] – 31 июля[46], мы получим все то же число 11 (3+1=4, 0+7=7, 4+7=11). Словом, любимое число Алистера Кроули 11 – идеальное число для идеального мага и нового спасителя мира, которым выступает у Роулинг Гарри.

О символах «Гарри Поттера» сказано вполне достаточно, чтобы сделать некоторые предварительные выводы. Во-первых, книги Джоан Роулинг вполне можно назвать «игровым введением в мир оккультизма». Во-вторых, столь обильное «инкрустирование» книг о Поттере различными по степени сложности оккультными символами говорит если не о намеренном желании Роулинг приобщить читателей к магии и оккультизму, то по крайней мере о ее осведомленности в этой сфере. Встречающиеся в некоторых интервью с Роулинг заявления о том, что она якобы ни сном, ни духом не ведала о конкретном содержании магических практик, что она «не верит в колдовство, 95% магии в книжках придумала сама»[47] - не более, чем рекламная уловка, а то и просто ложь. Из того же телеинтервью: «Те, у кого есть необходимые знания и сила, могут проникнуть на платформу Девять и три четверти». Тем более, что в других интервью (например, в радиоинтервью на National Public Radio от 20.10.99) Роулинг прямо говорила, что специально исследовала магические ритуальные практики и что по крайней мере треть описанных в «Гарри Поттере» волшебных обрядов основана на реальной оккультной традиции.